В этом выпуске мы кратко рассмотрим основные планируемые изменения, касающиеся уплаты налога на прибыль:
Экономически обоснованные затраты
Расходы по выплатам, связанным с предоставлением персонала между взаимозависимыми лицами, осуществляемым после заключения трудового договора с работником (гражданско-правового договора с физическим лицом), не признаются экономически обоснованными затратами.
Данные изменения направлены на борьбу с необоснованным завышением затрат, которая, впрочем, и ранее могла вестись с применением общих антиуклонительных норм (ст. 33 НК РБ).
Некоторые компании, являющиеся частью крупных международных групп, которые активно направляют свой персонал для работы в белорусских дочерних структурах (секондмент), могут столкнуться с серьезными финансовыми проблемами. Дело в том, что переход к специальной антиуклонительной норме, которой и является по своей сути указанное нововведение, исключает необходимость контролирующих органов при ее применении доказывать то, что целью совершаемой плательщиком операции была неуплата налога. Это приведет к тому, что даже вполне обоснованные с экономической и налоговой точки зрения расходы плательщик не сможет учесть при налогообложении. Так, в силу специфики законодательства иногда имеются вполне объективные, никак не связанные с сокращением налоговой нагрузки, причины, когда компания вынуждена одновременно нести затраты по договору о предоставлении персонала, а также по трудовому договору в отношении одного и того же сотрудника.
Внесение рассматриваемых изменений потребует от таких компаний пересмотра модели работы с целью устранения негативных последствий, вызванных отсутствием возможности учитывать понесенные расходы в составе затрат.
Данные изменения направлены на борьбу с необоснованным завышением затрат, которая, впрочем, и ранее могла вестись с применением общих антиуклонительных норм (ст. 33 НК РБ).
Некоторые компании, являющиеся частью крупных международных групп, которые активно направляют свой персонал для работы в белорусских дочерних структурах (секондмент), могут столкнуться с серьезными финансовыми проблемами. Дело в том, что переход к специальной антиуклонительной норме, которой и является по своей сути указанное нововведение, исключает необходимость контролирующих органов при ее применении доказывать то, что целью совершаемой плательщиком операции была неуплата налога. Это приведет к тому, что даже вполне обоснованные с экономической и налоговой точки зрения расходы плательщик не сможет учесть при налогообложении. Так, в силу специфики законодательства иногда имеются вполне объективные, никак не связанные с сокращением налоговой нагрузки, причины, когда компания вынуждена одновременно нести затраты по договору о предоставлении персонала, а также по трудовому договору в отношении одного и того же сотрудника.
Внесение рассматриваемых изменений потребует от таких компаний пересмотра модели работы с целью устранения негативных последствий, вызванных отсутствием возможности учитывать понесенные расходы в составе затрат.
Прочие затраты
В состав прочих затрат включены затраты по доставке работников до места работы (рабочего места) и обратно, причем вне зависимости от того, существует ли возможность добираться до места работы (рабочего места) транспортом общего пользования.
Внереализационные доходы
Состав внереализационных доходов расширен за счет включения в них в том числе:
- денежных средств и иного имущества, полученных участниками (акционерами) организации при уменьшении уставного фонда;
- дебиторской задолженности в размере сумм, включенных в резерв по сомнительным долгам, при наступлении обстоятельств, в результате которых дебиторская задолженность перестает удовлетворять критериям внереализационных расходов (например, при изменении сроков погашения такой задолженности);
- доходов владельца цифрового знака (токена), созданного и размещенного резидентом Парка высоких технологий или через резидента Парка высоких технологий, осуществляющего соответствующий вид деятельности, включая положительную разницу, возникающую между стоимостью такого цифрового знака (токена) при погашении обязательств и стоимостью, по которой такой цифровой знак (токен) был приобретен;
- положительной разницы, возникающей у лица, создавшего и разместившего собственный цифровой знак (токен), между стоимостью такого цифрового знака (токена) на дату его размещения и на дату погашения обязательств;
- положительной разницы, возникающей у оператора криптоплатформы, между стоимостью принадлежащих клиентам цифровых знаков (токенов), использованных оператором криптоплатформы, на дату начала их использования указанным оператором и стоимостью таких токенов на дату прекращения такого использования.
Внереализационные расходы
Состав внереализационных расходов расширен за счет включения в них в том числе:
- расходов на списание неотделимых улучшений объектов аренды, финансовой аренды (лизинга) при досрочном расторжении договоров аренды, финансовой аренды (лизинга);
- курсовых разниц, возникающих при пересчете выраженной в белорусских рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте, стоимости активов и обязательств, возникших в связи с предоставлением и/или получением займов;
- сумм денежных средств, перечисленных в бюджет в счет компенсации в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности;
- расходов, возникающих у лица, создавшего и разместившего собственный цифровой знак (токен), включая отрицательную разницу, возникающую у лица, создавшего и разместившего собственный цифровой знак (токен), между стоимостью такого цифрового знака (токена) на дату его размещения и на дату погашения обязательств;
- отрицательной разницы, возникающей у владельца цифрового знака (токена), созданного и размещенного резидентом Парка высоких технологий или через резидента Парка высоких технологий, осуществляющего соответствующий вид деятельности, между стоимостью такого цифрового знака (токена) при погашении обязательств, предусмотренных документами о его создании и размещении, и стоимостью, по которой такой цифровой знак (токен) был приобретен;
- отрицательной разницы, возникающей у оператора криптоплатформы, между стоимостью принадлежащих клиентам цифровых знаков (токенов), использованных оператором криптоплатформы, на дату начала их использования указанным оператором и стоимостью таких токенов на дату прекращения такого использования.
Постоянное представительство
Филиалы иностранных юридических лиц признаются постоянными представительствами и подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту их нахождения не позднее 10 рабочих дней со дня их открытия. Для постановки на учет филиала иностранного юридического лица необходимо подать следующие документы:
Постановка на учет осуществляется при условии открытия иностранным юридическим лицом текущего (расчетного) счета в белорусском банке.
Обращаем ваше внимание на то, что иностранные юридические лица, зарегистрированные в Беларуси в качестве постоянных представительств, для продолжения своей деятельности через постоянное представительство обязаны до 19 мая 2025 года открыть филиал или создать юридическое лицо либо прекратить деятельность.
- заявление;
- оригинал и копию доверенности на руководителя филиала;
- копию учредительного документа иностранной организации.
Постановка на учет осуществляется при условии открытия иностранным юридическим лицом текущего (расчетного) счета в белорусском банке.
Обращаем ваше внимание на то, что иностранные юридические лица, зарегистрированные в Беларуси в качестве постоянных представительств, для продолжения своей деятельности через постоянное представительство обязаны до 19 мая 2025 года открыть филиал или создать юридическое лицо либо прекратить деятельность.
Ставки налога на прибыль
Проект НК РБ предусматривает увеличение налоговой нагрузки для ряда плательщиков, в частности, для:
- микрофинансовых организаций. Ставка налога на прибыль в отношении микрофинансовой деятельности для микрофинансовых организаций, включенных в реестр микрофинансовых организаций, увеличивается с 25% до 30%;
- операторов сотовой связи. Ставка налога на прибыль в размере 30% в отношении обязательного оказания универсальных услуг электросвязи на территории Беларуси для операторов сотовой подвижной электросвязи становится постоянной. До 1 января 2025 года такая ставка была временной и действовала с 1 января 2023 года;
- дивидендов, полученных белорусскими организациями. Проект НК РБ предусматривает постепенную отмену льгот по налогообложению дивидендов. Так, с 1 января 2026 года отменяется льготная ставка налога на прибыль по дивидендам в размере 6%, которая применялась в том случае, если в течение трех предшествующих календарных лет последовательно прибыль не распределялась между участниками (акционерами) белорусской организации ― налоговыми резидентами Беларуси. С 1 января 2028 года отменяется льготная ставка налога на прибыль по дивидендам в размере 0%, которая применялась в том случае, если в течение пяти предшествующих календарных лет последовательно прибыль не распределялась между участниками (акционерами) белорусской организации ― налоговыми резидентами Беларуси;
- операций с цифровыми знаками (токенами). Валовая прибыль от операций с цифровыми знаками (токенами) облагается налогом на прибыль по ставке 9% у резидентов Парка высоких технологий. Стандартные ставки налога на прибыль подлежат применению иными плательщиками (20% и 25% соответственно).
Инвестиционный вычет
Проект предусматривает внесение существенных изменений в порядок применения инвестиционных вычетов. Среди основных изменений: исключение некоторых категорий плательщиков из круга лиц, которые могут применять инвестиционный вычет (например, некоммерческих организаций, религиозных организаций, общественных объединений), сокращение случаев применения инвестиционных вычетов за счет распространения инвестиционных вычетов исключительно на здания и сооружения производственного назначения.