Ключевые изменения Налогового кодекса
Налоговый кодекс ― 2025

Налоговый кодекс ― 2025: налог на добавленную стоимость (НДС)


Цифровые знаки (токены)

С 2025 года операции плательщиков с цифровыми знаками (токенами) не признаются объектами налогообложения НДС. Кроме того, НДС по таким оборотам также не подлежит вычету.

Таким образом, обороты по реализации с 2025 года не отражаются в части оборотов по реализации и при их приобретении — в части вычетов по НДС.

Факторинг

Внесены корректировки в определение оборота по реализации имущественных прав, признаваемого объектом налогообложения НДС. Как и ранее, в оборот включаются суммы дохода, получаемого новым кредитором (фактором) при прекращении денежного обязательства путем исполнения, предоставления отступного, зачета, новации. Кроме того, в оборот включены суммы возмещения денежного обязательства по договору факторинга с правом обратного требования (регресса).

Данные корректировки связаны с принятыми изменениями в Гражданский кодекс, которые с 19 ноября 2024 года исключают факторинг из перечня банковских операций и предоставляют возможность заключать договоры факторинга коммерческим организациям.

Моментом фактической реализации (МФР) имущественного права у нового кредитора (фактора), приобретшего денежное требование, признается день получения возмещения суммы денежного обязательства, не уплаченной должником и причитающейся новому кредитору (фактору), осуществляемого по договору факторинга с правом обратного требования (регресса).

Электронная дистанционная продажа товаров и оказание услуг в электронной форме

С 2025 года местом реализации товаров не признается территория Беларуси, если в документах, подтверждающих место реализации товаров, указана информация об их вывозе на территорию иностранного государства. Таким образом, теперь для подтверждения места реализации в документах достаточно обозначить факт вывоза товаров в иностранное государство. Указывать конкретный адрес за пределами Беларуси в документах, подтверждающих вывоз товаров, больше не требуется. Данное изменение внесено с целью закрепить применяемые на практике принципы определения места реализации товаров.

Перечень услуг в электронной форме расширен. К услугам в электронной форме будут относиться:
  • маркетинговые услуги в сети Интернет;
  • услуги по предоставлению через сеть Интернет технических, организационных, информационных и иных возможностей, осуществляемых с использованием информационных технологий и систем для установления контактов и (или) заключения сделок между продавцами и покупателями, для увеличения (стимулирования) продаж через электронную торговую площадку;
  • подборка (выборка) и (или) обработка информации при условии, что лицо, предоставившее эту информацию, или иной пользователь имеют к ней доступ через сеть Интернет;
  • обработка статистики на сайтах в сети Интернет, предоставление результатов обработки;
  • услуги по автоматизированному дистанционному обучению через информационную сеть (кроме случаев, когда информационная сеть не используется как средство коммуникации).

Дополнительно белорусскому налогоплательщику при осуществлении им электронной дистанционной торговли товарами с 2025 года предоставлена возможность определять МФР по дате доставки (реализации) товаров, которая отражается в отчете о продаже товаров. Однако данный вариант обязательно должен быть закреплен в учетной политике.

Также исключена норма, предоставляющая право на налоговый вычет НДС по приобретенным товарам при электронной дистанционной продаже товаров.

Место реализации

Место реализации для целей НДС определяется по месту нахождения покупателя в отношении следующих видов услуг:

  • услуги в сфере отдыха (развлечений), получаемые дистанционно путем приобретения доступа к виртуальным мероприятиям, транслируемым через сеть Интернет;
  • услуги по предоставлению информации из баз данных об агрегированных данных о покупателях, покупках, сформированных лицами, оказывающими услуги в электронной форме;
  • услуги (за исключением услуг в электронной форме), направленные на увеличение (стимулирование) продаж через электронную торговую площадку, включая услуги по привлечению третьих лиц для исполнения обязательств, связанных с такими продажами.

Определение налоговой базы по НДС

Скорректированы подходы к определению налоговой базы НДС по некоторым оборотам:
  • В целях исключения ошибок при расчете налоговой базы НДС при осуществлении посреднической деятельности (в том числе с использованием электронной торговой площадки) в НК прямо предусмотрено, что ее определение осуществляется в соответствии с условиями договора до проведения зачетов по встречным обязательствам, уменьшающих налоговую базу, в том числе зачетов, проводимых по результатам предоставления скидок. Данные правила действовали и ранее, но не были детализированы. При этом следует учитывать, что обычные скидки предоставляемые по-прежнему уменьшают налоговую базу.
  • Добавлена норма, касающаяся реализации товаров с дополнительной выгодой иностранными организациями и ИП — резидентами ЕАЭС на территории Республики Беларусь на основании договоров комиссии или поручения, заключенных с белорусским налогоплательщиками. С 2025 года налоговой базой по НДС также будет являться дополнительная выгода иностранной организации или ИП.
  • При импорте и реализации фармацевтических субстанций на территории Беларуси для производства лекарств может применяться ставка НДС 10%.

Льготы и вычеты

Льготы
  • Устанавливается закрытый перечень медицинских услуг, к которому применяется освобождение от НДС. При этом освобождение не применяется к косметологическим, физиотерапевтическим и нетрадиционным услугам нелечебного характера.
  • Изменяется порядок определения средней численности инвалидов для применения освобождения от НДС в части оборотов по реализации плательщиками, использующими труд инвалидов. Численность инвалидов округляется до целого числа по правилам арифметики, а процент численности инвалидов и процент начисленных им выплат рассчитываются без округления до целого числа.

Вычеты
Расширен перечень операций, по которым НДС не подлежит вычету. К таким операциям относятся:
  • суммы НДС в рамках инвестиционных проектов, приходящиеся на затраты, финансируемые бюджетом;
  • суммы НДС по оборотам, признанным экономически необоснованными затратами;
  • суммы НДС по оборотам по коллективному управлению имущественными правами.

Исключена возможность изменения порядка распределения налоговых вычетов в течение календарного года. Данный порядок должен быть закреплен в учетной политике с начала года.

НДС при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав у иностранных поставщиков

Иностранные организации, осуществляющие деятельность по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, в связи с которой они состоят или обязаны стать на учет в белорусских налоговых органах, исчисляют и уплачивают НДС с начала осуществления такой деятельности.

Ранее, иностранные организации, осуществляющие строительство, монтаж или сборку объектов и (или) иные работы и услуги, относящиеся к строительной деятельности, могли уплачивать НДС с того месяца, на который приходился день, следующий за днем постановки на учет в качестве постоянного представительства или с даты истечения периода, по истечении которого возникало постоянное представительство.

Кроме того, с 2025 года иностранные организации обязаны подавать декларации по всем объектам НДС по месту постановки на учет в качестве постоянного представительства. Введение данной нормы обусловлено необходимостью постановки на учет филиалов иностранных юридических лиц, возможность открытия которых предусмотрена изменениями в Гражданский кодекс, вступившими в силу с 19 ноября 2024 года. Таким образом, декларации по НДС будут подаваться по месту регистрации каждого филиала иностранной организации. Ранее иностранные организации, имеющие несколько постоянных представительств, могли предоставлять налоговые декларации по месту постановки на учет одного их таких представительств.