Мнение экспертов ДРТ

Запрет на заключение гражданско-правового договора в сфере трудовых отношений

В настоящее время рассматривается вопрос установления запрета на заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения.

Данная тема активно обсуждается специалистами, в том числе в контексте налоговых злоупотреблений, которые часто являются причиной подмены трудовых отношений гражданско-правовыми.

Ожидается, что проект таких изменений будет опубликован в апреле 2026 года. Планируемые изменения следуют из намерения законодателя ограничить злоупотребления со стороны представителей бизнеса, когда заключение гражданско-правовых договоров (ГПД) используется в качестве инструмента ухода от уплаты налогов. Такие схемы могут привести к доначислению налогов на основании ст. 33 НК Республики Беларусь.

В то же время, обсуждая вопрос целесообразности введения такого запрета в целях борьбы с налоговыми злоупотреблениями, нельзя не отметить, что налоговая нагрузка при заключении ГПД практически идентична налоговой нагрузке при использовании трудовых договоров.

Налоговая нагрузка может быть меньше только при применении специальных режимов, а именно, при уплате налога на профессиональный доход (НПД) либо заключении ГПД с ИП. В связи с этим полный запрет на заключение ГПД выглядит нецелесообразным.

Запрет на заключение ГПД между организациями и ИП (плательщиками НПД) также кажется маловероятным, так как это приведет к исключению из экономического оборота огромного количества законных сделок и, соответственно, снижению ВВП и налоговых поступлений в бюджет. Очевидно, что в таком случае потенциальные выгоды, которые могут быть получены ввиду пресечения злоупотреблений, будут существенно меньше по сравнению с потерями экономики и бюджета ввиду прекращения правомерных экономических отношений между ИП и компаниями.

Таким образом, эффективность запрета на заключение ГПД в целях борьбы с налоговыми схемами вызывает сомнения.

Неправомерные способы налоговой оптимизации, в качестве борьбы с которыми предлагается запрет на заключение ГПД, это самостоятельная проблема, которая вовсе не является следствием использования плательщиками каких-то определенных договоров, так как налоги представляют собой экономическую категорию, а не правовую. Незаконные налоговые схемы могут быть оформлены с использованием любых правовых конструкций и договоров. Запретить все ГПД, как указано выше, вряд ли возможно, так как эффект для бюджета и экономики может оказаться обратным ожидаемому.

По своей сути подмена трудовых правоотношений гражданско-правовыми является злоупотреблением правом одной или обеими сторонами договора. Очевидно, если кто-то злоупотребляет своим правом, необходимо бороться с такими злоупотреблениями, а не с правом. Запрещая какие-либо виды правоотношений (сделок), мы боремся не с причиной, а лишь с признаками. Недобросовестные субъекты будут использовать другие инструменты, а права добросовестных субъектов будут ущемлены.

Кроме того, нельзя не учитывать, что законодательством уже предусмотрен инструмент борьбы с подобными злоупотреблениями ― ст. 33 НК Республики Беларусь, и практика ее применения активно развивается, в том числе в области переквалификации гражданско-правовых отношений в трудовые. Именно данная практика должна развиваться и совершенствоваться.

Так, риск переквалификации ГПД в трудовой договор с применением налоговых последствий на основании ст. 33 НК Республики Беларусь может возникать по причине несоответствия правовой конструкции реальным правоотношениям сторон, что было выявлено контролирующими органами (например, КГК или налоговыми органами), так и в случае если сам подрядчик (фактический работник) обратится в суд с целью признания ГПД трудовым договором для получения соответствующих гарантий, предусмотренных законодательством о труде.

Актуальная судебная практика приводит следующие признаки, свидетельствующие о подмене трудовых отношений гражданско-правовыми:

  • предмет ГПД предусматривает выполнение определенных функций, что более характерно для трудовых отношений, а не достижение конкретного результата, как в случае с договором подряда (услуг), когда заказчика интересует результат работ (услуг). Такие функции могут также дублировать функционал штатных работников заказчика;

  • исполнитель при оказании услуг действует несамостоятельно, следует инструкциям заказчика, использует ресурсы заказчика (в том числе ― оказывает услуги из офиса заказчика), ознакамливается с правилами внутреннего трудового распорядка и иными локальными актами заказчика, в штатном расписании имеется соответствующая штатная единица и т. д.;

  • размер вознаграждения подрядчика существенно выше размера вознаграждения, обычно выплачиваемого третьим лицам за оказание подобных услуг.

При этом нельзя не учитывать, что это лишь косвенные признаки и каждый из них в отдельности вполне может и не свидетельствовать о подмене. Квалификация подмены трудовых отношений ГПД возможна лишь в том случае, когда имеются реальные факты подмены и неопровержимые доказательства данных фактов. Учитывая сложность и разнообразие способов ведения предпринимательской деятельности, ей могут быть присущи некоторые черты, которые ошибочно могут быть расценены как признаки трудовых отношений: постоянный и узкий круг заказчиков, иждивение с их стороны и т. д. Это не обязательно свидетельствует о подмене трудовых отношений.

Для получения консультаций обращайтесь к Юрию Веремейко, руководителю направления по оказанию юридических услуг (yveremeiko@delret.by), и Дарье Денисюк, младшему менеджеру (ddenisyuk@delret.by), либо по телефону +375 (17) 309 99 00.