Ключевые изменения Налогового кодекса
2024-12-24 17:03 Налоговый кодекс ― 2025

Налоговый кодекс ― 2025: общая часть

В этом выпуске мы кратко рассмотрим основные изменения в Общей части Налогового кодекса (НК РБ), предусмотренные Законом Республики Беларусь «Об изменении законов» от 13 декабря 2024 года № 47-З (далее — Изменения в НК или Закон):

Расширение понятийного аппарата

Среди изменений — расширение ряда терминов, касающихся электронной дистанционной продажи товаров и услуг в электронной форме (далее совместно —электронная торговля). Так, правила налогообложения НДС при электронной торговле будут распространяться не только на иностранные организации и иностранных индивидуальных предпринимателей, но и на иных лиц, являющихся налогоплательщиками по законодательству иностранного государства и осуществляющих электронную торговлю в Беларуси.

Кроме того, иностранным посредником в расчетах за услуги и товары иностранных поставщиков при электронной торговле, а также в расчетах за услуги и товары белорусских поставщиков при электронной торговле признается любое иностранное лицо, которое организует электронную торговлю, а также расчеты с белорусскими покупателями и поставщиками, независимо от того, какой договор опосредует такие отношения. На данный момент иностранный посредник при электронной торговле — это лицо, которое является стороной договоров комиссии, поручения или иных аналогичных гражданско-правовых договоров. К белорусским поставщикам, кроме юридических лиц и ИП, будут относиться и иные лица, являющиеся плательщиками налогов, сборов (пошлин) в Беларуси.

Мероприятия по пресечению нарушений налогового законодательства при электронной торговле

Изменения в НК предусматривают послабление для иностранных поставщиков, испытывающих трудности при уплате НДС при электронной торговле в Беларуси. В частности, при представлении плательщиком в налоговый орган документов, подтверждающих, что причиной непогашения задолженности является неисполнение или ненадлежащее исполнение иностранным банком в установленный срок платежной инструкции на уплату налогов, сведения о погашении задолженности в отношении такого плательщика направляются в Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь (МНС) при непогашении задолженности в течение 180 календарных дней, следующих за днем направления ему уведомления. По общему правилу такой срок составляет 90 календарных дней с даты направления уведомления плательщику.

Кроме того, МНС не принимает решения об ограничении доступа к интернет-ресурсу, используемому плательщиком для электронной торговли, если задолженность в сумме, превышающей 3000 базовых величин, образовалась по результатам проверки и допустивший ее плательщик обеспечивает уплату текущих платежей в бюджет в установленный законодательством срок, а также погашение задолженности не позднее ста восьмидесяти календарных дней со дня, следующего за днем вынесения решения по акту проверки.

Учетная политика

Меняется подход к уведомлению налоговых органов о внесении изменений в учетную политику. Так, в случае внесения в учетную политику изменений и (или) дополнений, организация должна будет представлять эти изменения и (или) дополнения в налоговый орган не позднее 31 марта отчетного года. Действующая редакция Налогового кодекса обязывает организацию представлять изменения не позднее 30 календарных дней со дня их утверждения.

Кроме того, согласно Закону, если изменения и (или) дополнения в учетную политику обусловлены вступившими в силу в период с 1 марта по 31 декабря отчетного года изменениями законодательства или иными обстоятельствами, организация представляет эти изменения и (или) дополнения в срок не позднее 30 календарных дней с даты их утверждения.

Зачет, возврат излишне уплаченной суммы налога

В данном направлении планируется несколько изменений, в частности:
  • По общему правилу, зачет или возврат излишне уплаченной суммы налога, сбора (пошлины), пеней производятся не позднее пяти лет со дня уплаты указанной суммы. Согласно Изменениям в НК предусматривается дополнительное исключение из правила, для которого указанный срок может быть увеличен. В частности, в случае полного или частичного возврата физическим лицом займа, с которого подоходный налог был уплачен за счет денежных средств налогового агента, налоговый агент имеет право на возврат подоходного налога, уплаченного им за счет собственных денежных средств. Срок погашения займа может превышать пять лет, поэтому налоговому агенту предоставлено право зачесть или вернуть уплаченный налог за пределами общего срока зачета (возврата) уплаченного налога.
  • Зачет излишне уплаченной суммы налога, сбора, установленной по результатам проверки иного лица, производится независимо от истечения пятилетнего периода от установленных налоговым законодательством сроков уплаты налога, сбора. Согласно Закону данное правило не применяется при проведении камеральной проверки.
  • Излишне уплаченная плательщиком сумма налога, сбора, установленная по результатам проверки иного лица, подлежит зачету в счет исполнения налогового обязательства, уплаты пеней, начисленных такому иному лицу по результатам этой проверки.

Представление информации о доходах в виде дивидендов

Налоговые агенты (включая организации, представительства и филиалы иностранных организаций) обязаны предоставлять информацию о доходах физических лиц в налоговые органы в соответствии с положениями п. 6 ст. 85 НК. В частности, изменениями в НК предусматривается исключение для доходов в виде дивидендов, согласно которому сведения о таких доходах, полученных в течение календарного года, за который предоставляются сведения о доходах, не предоставляются, если такие доходы не превышают 40 бел. руб.

Изменения в правилах ТЦО

Подробнее о данных изменениях читайте в нашем Обзоре.